• wak_1732@mail.ru
  • ПН–ПТ: 8:00–17:00
  • Приемная (8443) 39-09-44
    По вопросам расписания и движения автобусов:
    тел. (8443) 27-34-65

Трамвайный парк

Всё началось со строительства Сталинградской (сейчас Волжской) ГЭС, крупнейшей в Европе на тот момент. В степном левобережье Волги в 1952 году был образован новый посёлок Волжский. Почти мгновенно, уже в 1954 ему был присвоен статус города. Когда ГЭС была практически закончена, было принято решение построить в новом городе большой химкомплекс и ряд других заводов. Стройки того времени были просто ударные. Поэтому уже через 8 лет после основания города встал острый вопрос транспортного снабжения.

Генеральный план предусматривал строительство трамвайной линии от улицы Логинова по ул. М. Горького через площадь Свердлова и одноименную улицу до ул. Набережной и дальше. Архитекторы из Москвы и Харькова были предусмотрительны, пытаясь создать образцовый советский город. Но срочные потребности изменили эти планы. На совещании главного архитектора Волжского в 1962 году молодой специалист Евгения Жорова решительно предложила «Не на чем возить рабочих на заводы, а вы трамвай на Колхозный рынок вести собрались! Предлагаю построить линию по прямой — из жилых кварталов на химию!!!» Возражать было нечем, так и порешили.

Через год всё было почти готово, однако открытие застопорилось. Но когда, после жалоб, задержкой пуска трамвая в Волжском заинтересовались ответственные лица в столице, всё быстро доделали и объявили открытие, приурочив его к выпуску первой шины на шинном заводе.

tram130 декабря 1963 года в понедельник на линию вышли 12 составов (Gotha Т2-62, моторный и прицепной) по маршруту №1 «ул. Логинова (ранее Шлюзовая) — завод Синтетического волокна (ныне Газпром-химволокно)». Каждый состав вмещал 160 человек. Прицепные устройства составов были несовершенны, из-за чего порой отцеплялся второй вагон прямо на остановках. Одним из самых уязвимых узлов вагона Т2-62, особенно в зимнее время, были дверные механизмы. Первые два дня пассажиров возили бесплатно, потом по 5 копеек за билет.

Всего в депо было 25 вагонов Gotha Т2-62 (В2-62), а через год в 1964 поступило ещё 40 штук.

Итак, маршрут № 1 Шлюзовая-СВ в комплексе с депо, двумя тяговыми подстанциями и другими вспомогательными объектами был спроектирован Харьковским институтом и построен подразделениями «Волгорадгидростроя».

В 1965 году «Главтрамвай» постановил произвести замену подвижного состава на чешские Tatra T-3 и вагоны КТМ производства города Усть-Катава. Безусловно, импортные Татры были бы предпочтительнее. Однако в Волжском Татр могло и не быть. В том, что они появились — заслуга первого директора Ерфорта А. А. Сначала ему предлагали взять 20 «бэушных» Гот, но Ерфорт отказался, потом начальник Волгоградского ВТТУ М. И. Грязев организовал встречу Ерфорта с неким «ответственным лицом», который стал активно уговаривать обновить Волжский трампарк КТМами, предлагая также «материальное поощрение». Взяв неделю на обдумывание, Ерфорт и его коллеги, пересмотрев техническую документацию и обзвонив коллег в других городах, сделали вывод, что вагоны УКВЗ проигрывают Татре по многим параметрам. Решение было принято — «переходим Татры».

tram11И вот в том же 1965 году в город пришло 10 новых вагонов, а в 1967 — ещё 15 единиц. Потом обновление парка вдруг прекратилось. На протяжении последующих 12 лет руководители Волжского трампарка упорно отказывались от КТМ-5, просили Татры.

tram1 3 Во время проведения в 1979 году в Волгограде «Всесоюзного совещания руководителей предприятий городского электротранспорта», волжанам пообещали дать вагоны и уже в 1980 году в город поступило 25 новых Tatra T-3. В 1966 году первый маршрут продлили до завода органического синтеза, а в 1968 году сдан в эксплуатацию маршрут № 2 «ул. Карбышева — ЗОС» (с 1968 по 1972 разворотное кольцо находилось на площади Карбышева). 30 декабря 1972 года маршрут №2 продлили до посёлка Рабочий. 

1 июля 1976 года открылся новый маршрут №3 «ул. Логинова — п. Рабочий».

Волжский активно застраивался, и появилась уже улица Оломоуцкая, как предприятия забеспокоились — работникам сложно добираться из этой части города в промзону. Автобусы с перевозкой не справлялись, да и к тому хорошими темпами развивался Трубный завод, поэтому приняли решение построить трамвайную линию по улице Александрова. tram15

1 марта 1991 года открылся маршрут №4 «ул. Карбышева — ГЭТ», трамваям этого маршрута приходилась разворачиваться через депо, что было очень неудобно. Поэтому было принято решение построить дополнительную линию от трампарка до промплощадки, сделав своеобразное кольцо. Благодаря этому, 1 апреля 1993 года удалось открыть новый маршрут — №5, шедший по кольцевой (ул. Карбышева (19 м/р) — ул. Александрова — завод СВ — ТЭЦ-1 — ГЭТ — промплощадка — ул Карбышева (19 м/р)). А маршрут №4 повторял маршрут №5, но в обратном направлении. Через некоторое время, в целях оптимизации маршрут №4 стал ходить до ул. Логинова (Карбышева (19м/р) — промплощадка — ГЭТ — Логинова), для 5-ки, в 2002 году, сделали разворотное кольцо на ТЭЦ-1.

tram12 Для работы на этих маршрутах в 1991 году в депо поступило около 30 новеньких КТМ 71-605. Эта модель трамвая является самой массовой в мире.

С самого начал трамвай в Волжском задумывался как ведомственное транспортное предприятие, трампарк долгое время приписывался к Механическому заводу. Но такой статус мешал развитию предприятия, поэтому в 1992 году трамвайное хозяйство было реорганизовано в муниципальное предприятие «Горэлектротранс».

tram14

В 2000 году было полностью заменено полотно на участке от кольца на Рабочем до кривой через проспект Ленина.

В 2001 заменены пути по улице Королёва. В 2002 от ТЭЦ-1 до трампарка. В 2003 от трампарка до главной проходной трубного завода, а также участок от Регенераторно-шиноремонтного завода в сторону ЗОСа.

2 декабря 2004 года открыта новая ветка в 1 км до 26 микрорайона. Можно сказать это было редкое событие для всей России, так как трамвай в то время развивали лишь несколько городов. Благодаря этой линии открылись маршруты №7 (ул. Оломоуцкая — ТЭЦ-1) и №4А (ул. Оломоуцкая — ул. Логинова). А в период 2006-2008 в депо поступило три новых вагона КТМ 71-619.

Сегодня, спустя более 50 лет, ВМУП Горэлектротранс по- прежнему обеспечивает бесперебойную транспортную связь между районами Волжского. Трамвай для нашего города не просто необходимый вид транспорта, но его атрибут престижа, атмосферы мегаполиса, современности и экологичности. Мы уверены – трамвай это сердце Волжского.

Спасибо за заявку!